ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1. Сколько игроков может играть?
— От 1 до 4 игроков.
— Если играет один игрок — можно сражаться с ПароБотами (роботами с «кубиковым ИИ»).
— При 3−4 игроках все роботы должны смотреть в разные стороны (см. правила расстановки).
2. Что такое ПароБоты?
— Это искусственные противники (роботы-боты), которыми управляют не игроки, а кубик и карта расшифровки ИИ.
— У них одна жизнь (вместо трёх компонентов), и они выбывают при первом повреждении.
— Используются, если игроков меньше 4 или играют в одиночку.
ПОДГОТОВКА ИГРЫ
3. Как правильно готовить бочки?
— Каждая фишка бочки — двусторонняя:
— Верх: изображение целой бочки.
— Низ: содержимое (щепки, бомба, ремонтный комплект).
— Вам нужно наклеить наклейки так, чтобы получилось:
— 2 бочки со щепками (пустые),
— 2 бочки с бомбами,
— 1 бочка с ремонтным комплектом.
— Бочки ставятся изображением бочки вверх, содержимое не видно до удара.
> Важно: В правилах сказано «две бочки с бомбами и одна с инструментами», но не указано, сколько всего бочек. Из контекста и комплекта — 5 бочек.
4. Как выбирать компоненты робота (процессор, оружие, шасси)?
— Каждый игрок берёт по одному жетону каждого типа:
— Процессор (определяет длину программы),
— Оружие (сила и дальность атаки),
— Шасси (ограничения движения).
— При 3−4 игроках игроки берут жетоны по очереди (как в драфте), чтобы не было конфликта.
— Жетоны кладутся целой стороной вверх, красной полосой вниз.
> Спорный момент: В таблице указано, что у некоторых компонентов одинаковые характеристики (например, два варианта шасси с одинаковыми ограничениями). Это может запутать.
> Решение: Это сделано для баланса — разные жетоны выглядят по-разному, но дают одинаковые свойства. Это нормально.
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
5. Что такое «программа» и как её составлять?
— Программа — это последовательность команд, которые робот выполнит за раунд.
— Длина программы (1−4 строки) зависит от жетона процессора.
— Каждая строка — одна команда: движение, действие или бонус (цикл/условие).
— Команды выполняются сверху вниз.
> Важно: Все строки должны быть заполнены! Даже если ничего не хочется делать — используйте «Стоять на месте» или «Защита».
6. Как работают бонусные команды (Цикл и Условие)?
Цикл 2 (Повторить 2 раза)
— Позволяет повторить одну команду дважды.
— Пример: команда «Вперед» в цикле = робот идёт на 2 клетки.
— В программе:
— Строка 3: Цикл 2
— Строка 4: команда, которую повторяем (например, «Вперед»)
— Строка 5: следующая команда после цикла
> Спорный момент: В правилах сказано, что строки внутри цикла не считаются в длине программы.
> Решение: Это значит, что если у вас процессор на 3 строки, вы можете использовать цикл, и это не увеличит лимит. Но строки под циклом всё равно нужно заполнять.
> Условие (Если Препятствие, то… иначе…)
— Проверяет: есть ли препятствие прямо перед роботом?
— Если «да» — выполняется команда «То».
— Если «нет» — выполняется команда «Иначе».
— В программе:
— Строка 3: Условие
— Строка 4: команда «То»
— Строка 5: команда «Иначе»
— Строка 6: следующая команда
> Спорный момент: Что считается препятствием?
> Ответ: Всё, что не поле: роботы, бочки, камни, лёд, линии, вода.
> Портал — НЕ препятствие для условия! (Это важно!)
11. Что происходит, если робот встаёт на воду?
— Получает 1 повреждение.
— Должен немедленно выйти на любую свободную клетку суши рядом (или по цепочке из клеток воды).
— Если некуда выйти — остаётся на воде и тонет в следующем ходу?
> Нет! bВ правилах сказано: «может выйти на любую свободную клетку рядом».
> Решение: Если есть хотя бы один путь — выходит. Если нет — остаётся и получает повреждение каждый раз, когда пытается двигаться на воду.
12. Что происходит с бочками при атаке?
— Если бочка в воде — разрушается, содержимое тонет.
— Если бочка на суше — разрушается, и все игроки, нанёсшие атаку, видят содержимое и выполняют эффект:
— Щепки — ничего не происходит.
— Бомба — взрыв 3×3: все роботы получают 1 повреждение, лёд и линии разрушаются, бочки реагируют на взрыв.
— Ремонт — игрок может починить одно повреждение (перевернуть один жетон компонента).
> Спорный момент: Кто видит содержимое?
> Все игроки. Бомба может при взрыве задеть не только атакующего игрока.
13. Как работает портал?
— При попадании на портал — мгновенно перемещается на парный портал, не меняя направления.
— Если на парном портале стоит робот — перемещение откладывается до освобождения.
— Портал не считается препятствием для условия.
— Портал разрушается при атаке.
14. Что такое «Линия» и как по ней двигаться?
— Это как рельсы: попав на линию, робот должен двигаться по ней.
— Если пришёл перпендикулярно — можно выбрать направление (вдоль линии).
— Если пришёл вдоль линии — можно двигаться только вперёд/назад по линии.
— Повороты не работают, пока стоишь на линии.
— Линию можно разрушить атакой.
> Спорный момент: Что если линия поворачивает, а робот не может повернуть?
> На повороте робот автоматически поворачивается по направлению линии.
ПОВРЕЖДЕНИЯ И ВЫБЫТИЕ
15. Как работает повреждение?
— За каждое повреждение игрок выбирает, какой компонент повреждается:
— Процессор (меньше строк в программе),
— Оружие (слабее атака),
— Шасси (ограничения движения).
— Жетон переворачивается красной стороной вверх.
Четвёртое повреждение = выбытие.
16. Когда игрок выбывает?
— Когда все три компонента повреждены (перевёрнуты) и получен четвёртый урон.
— Тогда робот убирается с поля.
> Не путать: три повреждённых компонента — ещё не выбытие. Четвёртое повреждение — уже конец.
ПОБЕДА
17. Как определяется победитель?
— Побеждает последний оставшийся на поле робот.
— Если после 8 раундов осталось несколько — выигрывает тот, у кого меньше повреждённых компонентов.
— Если равенство — ничья.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
18. Что делать с картами событий?
— В начале каждого раунда открывается одна карта.
— Может быть:
— Бонус: все могут использовать цикл или условие.
— Событие: например, положить лёд на воду, убрать лёд, украсть карту у соседа и т. д.
— События выполняются после программирования, но до выполнения команд.
19. Что такое «гололед» и «снежный занос»?
— Гололед: при движении (вперёд/назад) команда повторяется дважды.
— Снежный занос: чтобы сдвинуться, нужно две одинаковые команды подряд (в двух строках).
— Оба не считаются препятствиями.
20. Можно ли ставить бочки друг на друга?
— Да! Можно строить столбики.
— При толчке сдвигается весь столбик.
— При атаке — разрушается верхняя бочка, её содержимое раскрывается.
— Если столбик плавает и толкается в воду — нижняя остаётся, остальные уплывают (располагаются рядом).
СОВЕТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
1. Начинайте с поля 4×4 и без сложных препятствий.
2. Используйте ширмы (крышки коробки), чтобы не видеть чужие программы.
3. Объясните детям, что «условие» — это «если видишь стенку, то обойди, иначе иди вперёд».
4. Пройдите с детьми курс Головоломок Големов.
5. ПароБоты — отличный способ играть вдвоём или в одиночку.
Этот FAQ поможет избежать путаницы и сделает игру понятной и увлекательной для всей семьи.