- Важна ли последовательность подключения резисторов, ламп и светодиодов в цепи
Последовательность не важна. Главное, чтобы в цепочке присутствовали нужные элементы, влияющие на игровой процесс: резистор в паре со светодиодом или комбинация резисторов, светодиодов и ламп. Для получения очков в замкнутой цепи должны быть определенное число элементов заданного типа, как нарисовано в конце Правил. Где они и в каком порядке не важно. Также в цепи не учитываются диоды, пропускающие ток и замкнутые герконы.
- Почему светодиод при подключении к цепи с резистором светится с силой 2, а лампочка при идентичном подключении этом с силой 1?
В реальности найти лампу, которая будет работать при том же напряжении, что и светодиод, сложно, поэтому светодиод с токоограничивающим резистором будет светиться также, как лампа, а вот лампа с резистором уже будет получать меньше напряжения и светить тускло. Подробно про то, как соотносится движок игры с реальностью можно прочитать в этой статье: https://dzen.ru/a/ZHEhBDvvugPTG_FR
- Если к цепи слева направо подключена лампочка, а за ней светодиод. Можно ли наоборот и какое будет свечение в этом случае?
Если обратиться к учебнику физики, то в последовательной цепи все элементы имеют напряжение на них пропорционально их сопротивлению и через них проходит одна и та же сила тока. Поэтому в каком порядке расположены элементы не важно - уровень их свечения не поменяется.
- Что такое специальные жетоны?
В правилах речь только о паяльнике, о других ни слова! К Специальным жетонам в игре относится пока только «Паяльник», но мы оставили возможность ввода в игру и других жетонов. Например, жетоны «Паяльной станции», с помощью которых можно по маске выпаивать сразу два, три или четыре элемента. Надеемся, в дополнении или расширенном новом издании мы сможем это реализовать.
- Куда идёт вытащенный из мешка Паяльник - в руку или перед собой?
Если в руку, то понятно, а если перед собой, то считается ли он частью руки из трёх жетонов? Первый жетон «Паяльник» лежит на столе перед игроком и его можно использовать вместо жетонов с руки. Последующие жетоны Паяльников играются с руки (как и другие спецжетоны).
- Если игрок, применив паяльник, выпаивает участок цепи, то он может сыграть с руки лишь фрагмент цепи - не лампочку, не светодиод и т. д?
Нет, вместо выпаянного элемента вы можете сыграть любой жетон, кроме Специального.
- Если игрок собрал цепь и получил очки свечения за лампочку, а потом кто-то эту цепь разомкнул и или перепаял, разорвав контакт, свечение с погасшей лампы снимается или остаётся там до конца игры?
Даже если размыкаем цепь с лампочками и светодиодами, то жетоны свечения (свои или чужие) остаются на своих местах.
- Если эта лампа гаснет, но жетон остаётся, можно ли потом зажечь её заново, перепаяв цепь и положить жетон другого цвета рядом.
Нет, нельзя выпаивать элементы с жетонами свечения или класть на них другие жетоны. На лампах и светодиодах может лежать только один жетон свечения.
- Есть ли штраф, если у меня сгорели элементы в цепи?
При сгорающих элементах (резисторы, светодиод без резистора) игрок помечает их круглым жетоном «Синий дым» и получает штраф. Для этого используется тот же жетон и те же правила, что при коротком замыкании (т. е. -2 очка, затем -4 очка и далее пропуск хода).
- Резистор - сгорающий элемент. А если в замкнутой цепи будет 2 или даже 3 резистора?
Ток через все резисторы идет одинаковый, а «сгорают» резисторы из-за перегрева от проходящего через них тока. Поэтому в данном случае в цепи сгорят 2 или 3 резистора и вам придется положить на каждый из них по жетону «Синего дыма» со всеми вытекающими последствиями (включая штраф как при коротком замыкании).
- Что делать, если у игрока на руках нет подходящих фишек, и он не может выложить ни одну?
Согласно правилам: «Игрок может пропустить свой ход, если он не может выполнить ни одно из вышеуказанных действий. В противном случае он обязан сыграть жетон с руки или специальный жетон.» То есть пропустить ход разрешено, если:
🔹 Нет подходящего жетона для выкладки (невозможно подставить ее к какому-либо краю),
🔹 Нет возможности использовать «Паяльник» или «Магнит»;
🔹 Нет жетонов в мешочке для добора (в конце игры).
Игрок не обязан выкладывать жетон, если не может — это не штрафуется. Но если может, но не хочет — всё равно должен сыграть.
- В каких случаях при использовании «Паяльника» игрок получает штраф (-1 очко), а когда — нет?
🔹
Когда дают штраф (-1 очко): Если игрок
удалил рабочий элемент (лампочку, резистор и т.п.), на котором
нет жетона «Светодиода» своего цвета. При этом он
обязан сразу выложить на освободившееся место
любой жетон с руки.
🔹
Когда штрафа НЕТ: Если удалили
перегоревший элемент (с жетоном «Синий дым») — штрафа нет, даже если не выкладывается новый жетон и, если удалили элемент из-за
короткого замыкания — штрафа нет, но жетон «Паяльник» уходит в бросок.
Выкладывать новый жетон
необязательно, если удаляли перегоревший элемент или короткое замыкание. Штраф
всегда применяется при удалении исправного элемента, даже если он не даёт очков.
3. Как понять, что цепь замкнута и даёт очки?Цепь считается
замкнутой, если:
🔹 Есть
непрерывный путь от
плюса источника питания (верхняя/нижняя планки и боковые контакты с подведенными проводами) к
минусу (там же);
🔹 По пути ток проходит через
лампочку/светодиод и
токоограничивающий резистор (если требуется);
🔹 Нет
короткого замыкания (ток не идёт в обход элементов, за исключением диодов и замкнутых герконов);
🔹 Нет
перегорающих элементов (светодиода без резистора, резисторов без нагрузки и т.п.).
Как проверять:🔹 Начинаем от
плюса → идём по проводникам и элементам → доходим до
минуса.
🔹 Если путь току есть — игрок получает очки за каждый светодиод/лампочку в этой цепи (см. таблицу очков) или сгорающие элементы и даже короткое замыкание.
- Что происходит, когда я выкладываю «Магнит»? Обязан ли я его выкладывать на «Геркон»? Жетон «Магнит» выкладывается на любое свободное место игрового поля.
🔹 После выкладки
проверяется, попадает ли в его
магнитное поле жетоны «Геркон» (на той же строке или столбце, без преград).
🔹 Если
да — на Геркон выкладывается фишка
«Вкл.», и через Геркон
начинает течь ток (он замыкается). Замкнутый геркон при проверке на короткое замыкание считается простым проводником.
🔹 Если
нет — ничего не происходит, «Магнит» остаётся на поле.
❗
Важно:🔹 «Магнит»
не удаляется после использования.
🔹 Один «Магнит» может включить
несколько герконов (если они в радиусе).
🔹 «Магнит» можно использовать
только один раз за ход.
- Как определить короткое замыкание и кто получает штраф?
Короткое замыкание — когда ток идёт
в обход нагрузки (лампочки, светодиода), например:
🔹Прямое соединение плюса и минуса проводником. Замкнутый геркон считается проводником;
🔹Диод пропускает ток через себя, а не блокирует;
🔹В цепи есть только резисторы, но нет нагрузки (лампочек или светодиодов).
Что происходит:🔹Игрок, вызвавший замыкание, получает
штраф -2 очка.
🔹Если у него уже есть -2 — становится
-4🔹Если уже есть -4, то он
пропускает следующий ход.
- Если на поле есть предохранитель — он перегорает, замыкание устраняется, штрафа нет. Но на предохранитель ставится жетон «Синий дым»
❗
Важно:🔹Короткое замыкание нужно по возможности
устранить с помощью «Пальчика» (удалить один элемент из цепи) сразу же в свой ход.
🔹Остальные игроки могут
помочь устранить короткое замыкание, если хотят продолжить игру.
- Как играть в режиме «Два игрока против двух игроков»? Как считаются очки?
🔹Игроки делятся на
команды (2–3 команды по 1–2 человека).
🔹Ходят
по очереди: 1-й игрок команды 1 → 1-й команды 2 → 2-й команды 1 → 2-й команды 2 (вчетвером).
🔹У каждой команды
свои цвета фишек света.
🔹Очки считаются
суммарно по команде.
🔹Побеждает команда, набравшая
больше всего очков (или больше «зажжённых» лампочек при равенстве).
❗
Совет:Команды могут
обсуждать ходы, но каждый игрок действует сам.
- Нужно ли играть по-разному на разных сторонах и смешивать стороны игровых жетонов?
🔹
Цветная сторона — для новичков, с реалистичными изображениями.
🔹
Схематичная сторона — для продвинутых, с условными обозначениями (по ГОСТу).
🔹
Правила одинаковы для обеих сторон.
🔹Элементы
совпадают по функции (лампочка = лампочка, диод = диод и т.д.).
Совет:Начинайте с цветной стороны, переходите на схематичную, когда поймёте основы.
- Что делать, если закончились фишки в мешочке? Игра продолжается?
Да, игра
продолжается, пока:
🔹У кого-то не наберётся
8 очков;
🔹Или все игроки
по очереди пропустят ход;
🔹Или
нельзя устранить короткое замыкание.
Когда игра заканчивается:После того, как кто-то достиг 8 очков,
все игроки делают ещё по одному ходу. Побеждает тот, у кого
больше очков (после вычета штрафов).
- Как определяется победитель при равенстве очков?
Победитель определяется в порядке приоритета:
- У кого больше «зажжённых» лампочек и светодиодов (с фишками света).
- Если и это одинаково — «война штрафов»: выигрывает тот, у кого меньше штрафов.
- Если всё равно равенство — ничья, или можно сыграть дополнительный раунд.
- Бонус: Советы для родителей
🔹Начинайте с
2 игроков и
цветной стороны.
🔹Объясните детям, что
ток течёт от + к –, и
не любит коротких путей.
🔹Используйте «Паяльник» как «лекарство» от ошибок.
🔹Поощряйте
обсуждение цепей — это развивает логику и электротехнику!